Задвижка чугунная – широкоприменяемый вид запорной  трубопроводной арматуры предназначенный для перекрытия потока рабочей среды и  отличающиеся простотой конструкции.
Принцип работы задвижек.
При воздействии на вентиль запирающий элемент перемещается возвратно поступательно перпендикулярно оси движения рабочего потока и закрывает или открывает движение рабочей среды.
Виды чугунных задвижек.
Задвижка чугунная изготавливается двух типов – суженная и полнопроходная.

Задвижка чугунная полнопроходная в состоянии «полностью открыто» имеет такой же проходной диаметр, как и трубопровод. Вследствие этого в задвижке не создается никакого сопротивления движению рабочего потока.
Задвижка чугунная суженная в положении «полностью открыто» имеет суженное проходное отверстие относительно общего диаметра трубы. Но за то она обладает другими достоинствами – меньшим весом и сниженным крутящим моментом. Это упрощает установку и  управление задвижкой.

Так же задвижка чугунная различается и по другим параметрам. С выдвижным шпинделем и с не выдвижным шпинделем. От этого параметра зависит строительный размер задвижки.

Задвижка чугунная с невыдвижным шпинделем обладает постоянной строительной высотой, но невыдвижной шпиндель по которому перемещается клапан постоянно находится внутри клапана и может создавать определенные препятствия прохождению потока рабочей среды.
Чугунная задвижка с выдвижным шпинделем в положении «открыто» полностью освобождает проходное отверстие, но при этом ее строительные размеры увеличиваются.

Еще одной особенностью чугунной задвижки является то, что в отличии от вентиля рабочая среда может проходить через нее в обоих направлениях. Для управления чугунными задвижками используется ручной или электрический привод. Для управления задвижками большого диаметра с ручным управлением применяется редуктор с червячной (цилиндрической зубчатой или конической) передачами позволяющими уменьшать усилие прилагаемое для поворота маховика. Задвижка чугунная присоединяется к трубопроводу фланцевым способом или под приварку.
Задвижка чугунная выпускается для установки на трубопроводах с условным проходом от 40 до 2000мм. Рабочее давление от 1,6 до 250 кгс/см2. Температура рабочей среды от 565 градусов Цельсия.
Преимущества чугунных задвижек.
Задвижка чугунная имеет общепризнанные достоинства:

Достаточная простота конструкции.
Способность пропускать рабочий поток в обоих направлениях
Небольшое гидравлическое сопротивление.

К недостаткам задвижек можно отнести:

Большое время затрачиваемое на открытие и закрытие задвижки.
Большая строительная высота задвижки.
Задвижка чугунная не может использоваться для регулировки потока рабочих сред.

Простота конструкции и  низкое сопротивление позволяют успешно использовать чугунные задвижки на трубопроводах с большой скоростью потока.